«Иезекииль и Иеремия больше подчеркивают общую надежду на возрождение Израиля Духом Божьим, нежели пришествие мессианского представителя Израиля. В мощном и потрясающем видении Иез 37 пророк «духом» был «выведен и поставлен» среди поля, усеянного костями Израиля, словно после сокрушительной битвы. Он слышит обетование Господа:

Вот, Я введу дух (ruah) в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете … Так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут … и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище. … И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это … И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом (Иез 37)м.

На фоне мертвого поля израильской истории творящий Дух становится Духом и силой воскрешения мертвых. Видение исходит из первоначального значения ruah как животворящего порыва ураганного ветра и из него черпает драматизм. Дух пробудит к жизни и сделает духоносцами не отдельных представителей, а весь народ. Этим объясняется последняя фраза: когда Бог вкладывает Дух свой «в» народ, он делает его «своим жилищем». Исполненность Духом есть божественная шехина. Таким образом, сам народ в своей исторической повседневной жизни становится «храмом» Божьего Духа и шехиной Всевышнего.

Этот перенос богословия храма на народ ведет к тому, что Бог «находит покой» и «живет» там, где совершается его воля и где его Тора находит спонтанное и естественное послушание. Это происходит тогда, когда сам Божий Дух исполняет божественный закон и созидает для этого в народе «новое сердце», как говорит Иезекииль, или «вписывает закон в сердца», как это выражает Иеремия. «И дам вам сердце новое, и дух (ruah) новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез 36:26сл.).

Здесь важно указанное различение между духом человеческим, Духом Божьим и «плотяным сердцем», которым движет Божий Дух. Жизненная сила Бога в подлинном человеческом смысле делает нас «плотяными», то есть чувственно живыми и именно в этом состоянии готовыми жить по заповедям жизни, а не под знаком смерти. Божественный Дух «в нас» означает шехину, которая собственной жизненной силой противостоит закоснелости греха и окаменелости смерти».
«Дух Жизни. Целостная Пневматология». Юрген Мольтман