Imago Dei — это весь человек и все сообщество людей, включая их половую принадлежность, ибо «мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). Если обратиться к образу зеркала, Бог познается не в сокровенной обители сердца и не в одиноком восхождении души, а в подлинном человеческом общении женщин и мужчин, родителей и детей. Не мистический опыт самого себя, а социальный опыт себя и личный опыт общения становятся местом познания Бога. Душа отдельного человека, воспаряющая над телом и изолирующая себя от общества, чтобы познать Бога так, как он познал ее, должна вновь вернуться в тело и социализироваться. Нет мистики души без мистики общения. Только духовность тела и духовность общества реализуют то, что отцы церкви с такой настойчивостью повторяли в полемике с образованным платонизмом и народным гностицизмом: ожидание «воскресения плоти». «По природе мы в полной мере остаемся людьми, и душой, и телом, но по благодати мы целиком приобщаемся Богу, и душой, и телом» — говорил Максим Исповедник, ибо — как утверждает православный мистик Григорий Палама — Фаворский свет преобразил не только душу, но также тело и одежды Иисуса, став видимым предвосхищением «преображенного тела» Воскресшего, которому должны уподобиться наши тела (Флп 3:21). Духовность, следующая этой основной мысли, должна ориентироваться не на подавление тела и отделение от него души, а на преображение тела.

Кто получает опыт Духа нового творения в общении с воскресшим Христом, тот уже здесь получает некоторый опыт «оживления» своего смертного, больного и угнетаемого тела. Если надежда обращена к окончательной весне всего творения, то тогда в Духе уже здесь можно пережить харизматическое оживление собственного тела. В опыте Духа в нас начинает снова биться источник жизни. Мы расцветаем и приносим плоды. В нас просыпается невиданная любовь к жизни, уничтожающая всякие ростки отчаяния и исцеляющая больную память. Мы идем навстречу жизни, ожидая возрождения всего живого, и это ожидание делаем опытом своего и всеобщего возрождения. Если христианская надежда связывает «преображение тела» с воскресением мертвых к вечной жизни, то уже здесь мы можем пережить его в Духе жизни, пронизывающем тело и душу и «пробуждающем» все жизненные силы. Вечная любовь преображает тело. Став «телом любви», тело оживает, принимает и дарит жизнь31. Таким образом, духовность, отвечающая творческой мысли, направлена на освобождение тела от притеснений души, репрессий морали и унижений, связанных с ненавистью к себе, и на достижение подлинного здоровья. Если из этой точки самокритично посмотреть на традиционные аскетические практики, такие как пост и медитация, мы обнаружим, что многие из них представляют собой не враждебное телу самоистязание, а скорее освобождение тела от эксплуатирующего его труда и нервного перенапряжения.

«Дух Жизни. Целостная Пневматология». Юрген Мольтман